Понедельник, 20.11.2017, 18:40
Форма входа
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [8]
Арт-Галерея [9]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мои куклы (уроки)

    Главная » Статьи » Мои статьи

    МАССА ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ЛЕПКИ

    ЧАСТЬ – I (Рецепт)

     

    Итак, перейдём сразу к рецептуре и технологии приготовления самой массы. Потом я поделюсь особенностями лепки из неё.

     

    Нам понадобится:

    1. Туалетная бумага (среднего качества)

    2. Мел

    3. Древесная зола (не уголь)

    4. Мука, крахмал

    5. Столярный костный клей или желатин.

     

    Туалетную бумагу лучше взять среднего качества. Дорогую не нужно из принципа, а вот самая дешевая может не подойти, так как её трудно разбить на волокна. А нам нужны именно волокна, а не мелкие кусочки. Дело в том, что если мы не добьёмся однородной массы, то лепить из неё будет проблематично.

    Но, слава богу, бумаги нам потребуется совсем немного – метр-два от рулона.

    Бумагу следует смочить тёплой водой, отжать и, положив в какую-нибудь емкость растолочь-растереть до получения однородной массы. Я это делал в небольшой чашке с гладкой внутренней поверхностью, а толок деревянной рукояткой от самого простого консервного ножа.

    Когда бумажная масса станет однородной и без комочков, в неё надо добавить примерно столовую ложку клейстера и чайную – костного клея.

    Затем смешать примерно 1:1 мел и золу и замесить всё это до получения массы похожей на пластилин.

     

    Точных количественных пропорций состава массы я не даю – их можно изменять. Но изменять пропорции легче, когда понять, за что отвечает и что даёт каждый из компонентов.

     

    Бумага (волокна) – как бы армируют массу, делают её менее хрупкой. Но переизбыток может повлиять на усадку при высыхании и появлении трещин и усложнить процесс лепки.

     

    Клейстер я готовлю из муки с добавлением крахмала – это основной связующий компонент. Недостаток делает массу слишком твёрдой и непластичной, переизбыток ведёт к деформации поверхности и сильной усадке при высыхании.

     

    Костный клей (желатин) – повышает клеящую способность клейстера. Переизбыток делает массу слишком липкой, неудобной в работе и придаёт излишнюю твёрдость после высыхания (стоит отметить, что эту массу и так "не угрызёшь").

    Мел – основной наполнитель.

     

    Зола – вспомогательный наполнитель, придающий массе пластичность и "жирность". Без золы процесс лепки усложняется на порядки – масса менее пластична и сильно липнет к рукам и инструменту.

     

    Полученную массу можно достаточно долго хранить в полиэтиленовом пакете, предварительно обильно смазав её обычным клейстером. Лучше рассчитывать так, чтобы масса была израсходована в течение месяца.

     

     

    ЧАСТЬ – II (Лепка)

     

    Лепить целиком головы или туловища кукол из данной массы не стоит – изделие получится очень тяжелым и при высыхании, скорее всего, даст трещины. Но у нас есть болванчик из папье-маше, который как раз и послужит основой. В принципе можно использовать любую подходящую основу. Например, вырезать болванчик из пенопласта и вклеить в него арматуру (каркас). А можно поступить ещё проще:

    просто вымочив в самом обычном мучном клейстере старые газеты, комкая и оборачивая проволочный каркас, вылепить (набрать) из них нужные черновые объёмы. Только обязательно перед чистовой лепкой этот болванчик необходимо тщательно высушить. Причём сушить лучше принудительно (на проветриваемом месте под солнечными лучами или с использованием отопительной батареи и т.п.), иначе, особенно в холодном и сыром месте, болванчик может долго сохнуть и заплесневеть.

    Итак, есть болванчик и есть масса.

     

     

    Масса достаточно быстро сохнет на воздухе, поэтому её стоит держать даже во время лепки в полиэтиленовом пакете.

    Перед тем, как положить массу в полиэтиленовый пакет, даже во время лепки, а не только на время хранения, смажьте её слоем клейстера.

     

     

    Перед лепкой, болванчик так же стоит смазать клейстером и по сырому налепливать массу. Если выступающие части, например уши и нос, не особенно крупные, то их можно лепить сразу.

     

     

    Для челюсти, если рот открыт, необычно вытянутого носа или длинных и тонких ушей, стоит делать дополнительный каркас. Делается он чрезвычайно просто:

    На болванчике в нужных местах делается накол шилом, глубиной около полутора см. В эти отверстия вставляется проволока. Если проволока входит туго, можно даже не заморачиватсья с вклеиванием – никуда она не денется. Я рекомендую вставлять проволоку в виде скобки нужной длинны и радиуса изгиба.

     

     

    Таким образом, в болванчике будет закреплен каркас двумя концами, что значительно прочнее, а форма скобки практически идеальна для налепливания на неё нужной формы носа, уха или челюсти.

     

    Ещё несколько полезных советов:

     

    • При лепке держите под рукой влажную тряпку средних размеров. Она понадобится для того, чтоб почаще вытирать руки от постоянно налипающей на руки и инструмент, высыхающей и мешающей лепить массы.
    • Руки и инструмент стоит периодически обмакивать в клейстер – это помогает выглаживать поверхность скульптурки.
    • Периодически смазывайте клейстером и саму фигурку – это позволит массе оставаться готовой к изменению формы, не даёт краям подсыхать раньше времени.
    • Перед нанесением массы на болванчик или на уже высохшие места – смажьте их клейстером.
    • Вообще, клейстер – спасительная соломинка при работе с этой массой. Не бойтесь почаще прибегать к его помощи.
    • Периодически мойте руки и инструмент. Иначе подсыхающие части массы будут цеплять к себе влажную массу, сильно мешать в работе.

     

    Работу с этой массой трудно назвать комфортной и не хлопотной. К ней нужно приноровиться. Не стоит пытаться вылепить сложные тонкие вещи из этой массы – это очень сложно. Она лучше подходит для лепки упрощённых, утрированных форм. Фактура, как бы вы её не заглаживали, после высыхания будет далека от совершенства. Поэтому, как правило, после сушки, придётся ещё попотеть с грунтовкой и шлифовкой. Причём сама масса поддаётся шлифовке и резке крайне тяжело (сверлится хорошо). Это стоит учитывать, продумывая стиль и образ куклы.




     

    Однако из этой массы можно так же делать замечательные рельефные оттиски, вдавливая нужные кусочки в гипсовую форму (форму после высыхания надо обработать лаком на алкидной или нитро-  основе). Например, для создания накладных циклично чередующихся элементов лепнины.

    После выдавливания рельефа ждать высыхания массы не нужно. Лучше сразу извлечь оттиск из формы и положить на естественную просушку (без принудительного нагрева или циркуляции воздуха). В массу, приготовленную для таких целей бумагу добавлять не нужно.


    Категория: Мои статьи | Добавил: Kirill (02.11.2009)
    Просмотров: 15002 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.9/15 |
    Всего комментариев: 7
    -1
    7  
    Доброго времени суток! 
    Не уверена насколько еще актуально данное обсуждение, ибо времени с момента размещения прошло не мало, но все же спрошу.
    Меня интересует аспект ломкости готового просохшего слоя папье-маше, примерно в 0,3-0,5 см, приготовленного по вашей технологии. Дело в том, что всегда работала с бумажной массой, замешанной на техническом клее ПВА. Леплю не цельные фигуры, а полые, предварительно сделав макет из скульптурного пластилина для нанесения поверх него бумажной массы. Так вот для снятия высохшего слоя папье-маше с формы приходится делать надрезы, а иногда и полностью разрезать изделие на части. Клей ПВА при этом идеально подходит, потому что затвердевшая масса пластична, словно резина. Все бы ничего, но проблема в том, что после склеивания разрезанных частей приходится наносить еще два-три слоя массы с ПВА для прочности, что серьезно утяжеляет конструкцию. Так как я изготавливаю элементы для танцевальных костюмов, меня сильно беспокоит аспект их удобства и прочности, а для выполнения сложных танцевальных пируэтов важна легкость атрибутов костюма. Не сложно догадаться, что на клейстере изделие будет легче, но как поведет себя масса, если ее в полностью просохшем состоянии разрезать, вдруг возможно резать еще не полностью просохшее изделие, в таком случае не будет ли оно крошиться?

    Ссылки на изделие, чтобы могли представлять, о чем идет речь:

    http://hkar.ru/yFyt
    http://hkar.ru/yFys
    http://hkar.ru/yFyp
    http://hkar.ru/yFyq
    http://hkar.ru/yFyr

    6  
    Ваши идеи всегда интересны, жду с нетерпением.

    5  
    Добавлять нужно столько золы, сколько именно вам необходимо - испортить не испортите. Считайте это пластификатором, дающем некую "жирность" массе. Но, разумеется, сделать массу идеальной при помощи добавки золы, не получится. Поэтому тоже не имеет смысла чересчур усердствовать.
    Хороший наполнитель - тальк. Но, к великому моему сожалению, я не могу его найти вообще нигде - есть только в виде детских присыпок (что слишком дорого, учитывая, что его нужно очень много) или вагонный поставки (что слишком много). Раньше в аптеках продавался примерно по 0,5 кг мешочки и стоил копейки. Сегодня не могу найти нигде. Вот его добавлять - супер!

    4  
    Кирилл, добрый день! С удовольствием читаю ваш сайт и беру на заметку интересные идеи. Я делаю из папье-маше шарнирные куклы. Поэтому опыт работы с этим материалом имеется. Хочу попробовать по вашему рецепту добавить золу для эластичности. Не подскажете, сколько примерно нужно золы, если масса у меня из двух рулонов бумаги?

    3  
    Да вот же ж. sad Фотографии были удалены с фотоаппарата по ошибке, а я не успел их перенести на комп. А теперь разводить всю эту бодягу так неохота - работа ведь достаточно грязная. Я по этой технологии не буду больше ничего делать, а специально для уроков - очень хлопотно.
    По сути, я хотел просто показать, как долепливается челюсть и уши, а так же следующий этап, это шпаклевание.
    Шпаклёвку (или грубую грунтовку) можно использовать любую по дереву, например акриловую. Можно сделать самому. Принцип простой - клей (лучше костный) + наполнитель (лучше тальк). Можно ещё поискать рецепты по слову "левкас". Наносится кистью (самодельная в горячем виде). Потом шлифуется наждачкой до нужного качества поверхности.
    Затем грунтуется начисто алкидной эмалью (лучше белой) - разводится прекрасно скипидаром и по ней можно расписывать масляными красками. Вот, как бы и вся технология.

    2  
    Где же новый материал?
    ОбещАААли...

    1  
    Запросто. smile

    Имя *:
    Email *:
    Код *: