Среда, 20.09.2017, 17:46
Форма входа
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [8]
Арт-Галерея [9]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мои куклы (уроки)

    Главная » Статьи » Мои статьи

    БОЛВАНЧИК ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ

    ВВЕДЕНИЕ.

     

    Существует масса технологий изготовления авторской куклы, но все они, чаще всего сводятся к работе с дорогими импортными пластиками (Fimo; Sculpey; Efaplast; La Doll; CERNIT; Пластика; Сонет и т.д.) Их так же называют массой для моделирования или полимерными глинами. Однако научиться работать с ними не так-то просто. А зачастую, сами пластики оставляют желать лучшего. То разрушаются от неудачного обжига или времени, то слоятся. Лучшие образцы пластиков бывает сложно достать даже в Москве. Что уж говорить о провинциальных городках.

    Однако выход есть! Есть способ делать авторские куклы ничуть не хуже, чем из дорогих пластиков и в эстетическом и коммерческом плане. И хотя данная технология имеет и свои недостатки, достоинства её заслуживает отдельного внимания.

    Что же это за достоинства:

    1. Самые редкие компоненты легко достать практически в любом городе или деревне. Особенно, если учесть, что они заменяемы;

    2. Стоимость настолько низка, что ей практически можно пренебречь;

    3. Отличная прочность готового изделия;

    4. Простота ремонта готовой куклы в случае её механического повреждения;

    5. Экологическая чистота;

    6. Долговечность (исключены растрескивания от старения материала и т.п.);

    7. Возможность объединения технологии с традиционной техникой лепки из синтетических пластиков;

    8. Наверняка найдёте и другие.  :)

     

    Недостатки:

    Самых главных всего три:

    1. Придётся пачкать ручки – работа с самодельной массой для лепки более грязная, чем с покупным пластиком;

    2. Материал придётся изготавливать самим, а не покупать готовый в упаковке;

    3. Материал засыхает на воздухе в отличие от обжигаемого пластика. Придётся немного приспосабливаться к нему;

    4. Сложнее чем с помощью пластика добиться фактуры кукольной кожи – этакой полупрозрачной матовости нужного цвета.

     

    Если не напугались недостатков, пойдём дальше.

     

    ПРОБЛЕМЫ?   РЕШЕНИЕ ЕСТЬ!

     

    В достоинствах я упомянул возможность объединения технологий с технологией лепки из пластиков. Сейчас я объясню суть этого пункта, а затем, расскажу, собственно о самой технике.

     

    Что необходимо сделать с самого начала? Конечно это каркас. Наверняка каждый сталкивался с такой проблемой, когда готовый каркас не соответствовал задуманным пропорциям (конечности были или слишком коротки в итоге или слишком длинны). Или (при жестком каркасе) не удавалось сделать задуманную позу из-за ошибок в самом начале изготовления каркаса. Тут, забегая немного вперёд, похвастаюсь, а может, и обрадую кого-то: я придумал способ сделать каркас универсальным. Мой метод практически исключает такие проблемы – достаточно жесткий каркас в любое время работы над куклой, можно изменять. При этом его прочность будет оставаться великолепной.

    Более того, простая и уникальная конструкция позволяет прорабатывать конечности по отдельности от композиции и туловища самой куклы. Примерять, дорабатывать, а затем легко и быстро закрепить ручки и ножки в том положении, в котором нужно.

    000b

    Следующий этап при создании куклы по любой технологии – это создание болванчика – чернового объёма, на который затем накладывается, например, пластик.

    Как обычно делается голова? На каркас крепится либо шарик из твёрдого пенопласта, либо этот объем выминается из алюминиевой фольги. Так? Не знаю, как вам, мне этот способ не кажется хорошим.

    Представьте, что у вас есть упрощенный скелет вашей куклы, сделанный из материала напоминающего классические яичные лотки. По сути, это папье-маше. Только я предлагаю технологию, которая позволит начальный этап создания куклы немного автоматизировать. И использовать мы будем два разных состава: папье-маше - для изготовления чернового болванчика-скелета и более сложной массы - для чистовой лепки (подробнее в разделе " РЕЦЕПТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ").

     

    НУ ЧТО, НАЧНЁМ?

     

    Сначала открою хитрость изготовления каркаса. Делается он из обрезков медной проволоки подходящего сечения. Для головы делается простая скобка с длинными хвостами.


    За эти хвосты мы потом будем прикреплять голову к туловищу.

    Два "хвоста" позволяют сделать любой наклон или поворот головы куклы, но при этом прочность "шеи" будет идеальна, будет исключен проворот головы вокруг оси каркаса – осей-то две!

    Сама голова будет просто вклеена в два отверстия, проделанные в удобном месте в верхней части туловища обычным шилом. Само "мясо" долепливается вокруг такого вот шейного позвонка, когда удачное положение головы будет окончательно отрегулировано.

     

    Как Вы заметили, на снимке изображена модель будущего "черепа" куклы. Мне показалось, что имея череп, гораздо легче не ошибиться при дальнейшей лепке головы куклы. Поэтому и форму болванчика я решил сделать, максимально приближенной к черепу. Тем более, что над ним не жалко поработать подольше – использовать этот череп можно будет неоднократно, что покроет любые временные затраты на первую модель.

    На следующем фото я показал с помощью пластилина, как будет наращиваться "мясо" на "череп" куклы. Менять черты лица и мимику можно бесконечно, создавая разные лица на единой основе.


        Добавлю ещё, что этот метод позволяет работать над головой куклы сколь угодно долго, при этом, остальное тело не будет мешать прорабатывать детали лица. Сделав подставку для такой головы, её легко закрепить на ней, что удобно в процессе работы или сушки. Нужно-то доска толщиной миллиметров 20 и пара отверстий под хвосты скобы, закреплённой в голове куклы. 

    Посмотрите, как делается каркас для рук и ног – простой кусок (лучше медной) проволоки с небольшим запасом по длине.

       Руки  и ноги так же лепятся отдельно от туловища, что очень удобно –  для обработки доступны все места. При этом всегда можно их примерять точно по месту, что бывает очень важно в куклах со сложной позой и композицией. А соединяться они будут в спиралевидные "плечи" и "бёдра" куклы, которые крепятся внутри тельца куклы.



    Общий принцип, надеюсь понятен.

    Теперь предлагаю познакомиться с вариантом "автоматизации" работы над куклами более подробно.

    Вот взгляните, что в конечном итоге у нас должно получиться.



    Чтобы оставить больше времени на творчество, я предлагаю подготовить небольшое конвейерное производство  заготовок-болванчиков у себя на дому. В чём преимущество такого конвейера:

    1. Можно делать серию кукол, объединённых одним масштабом, тематикой и стилем (что всегда смотрится профессиональнее);

    2. Временные затраты не намного больше, для создания целой серии болванчиков, чем на одного единственного;

    3. Качество таких болванчиков и каркасов всегда выше, чем когда они создаются по одному;

    4. Однажды сделанные заготовки можно использовать многократно…

    Поэтому рекомендую сразу вылепить достаточно продуманно и аккуратно модель черепа и туловища из пластилина. Можно вылепить несколько черепов и туловищ, например под обычного человечка, полного и худого. Это чтобы на чистовой лепке не тратить много материала и времени.


    Обратите внимание, если Вы собираетесь лепить кукол со сложной мимикой – открытым или перекошенным ртом, то нижнюю челюсть у черепа лучше не лепить. Если планируете вставлять стеклянные глазки, а не лепить их из того же материала, что и само лицо, то заранее оставьте глазницы пустыми.


    Теперь всё это мы отформуем из гипса. Чтобы формы легко было снимать с модели, необходимо учесть несколько важных моментов:

    1. Делая модель черепа, разделите условно его на две части так, чтобы "шов" проходил через место прирастания ушной раковины. Это самый удачный способ сделать форму из двух частей – лица и затылка - легко снимаемой.


    2. Перед заливкой гипсовой формы, смажьте хорошенько пластилиновую модель обычным вазелином.

    Ещё несколько простых советов:

      1. Не делайте форму на несколько моделей сразу, как на этой фотографии.


    В процессе прессования болванчика, о котором поговорим чуть позже, такая форма может лопнуть. Возьмите за правило – одна голова – одна форма (из двух частей).

      2. Для создания основы формы, лучше всего использовать подходящую ёмкость из одноразовой посуды. Она должна быть больше пластилиновой модели не менее чем по 2 см с каждой стороны, и должна быть не менее двух третей модели в глубину.

      3. Если подходящей ёмкости найти не удалось, можно использовать коробку (можно сделать самому), например из гофрокартона. Такую ёмкость следует обернуть скотчем (чтобы картон не разошелся в стороны) и аккуратно заправив углы, простелить внутрь полиэтилен, скрепив его скотчем. Это не даст картону размокнуть и расплыться, а так же облегчит извлечение самой формы.


      4. Сначала нужно залить гипс в подготовленную ёмкость, а потом погрузить в гипс модель до заранее отчерченной границы-шва. Бывает, что модель погружается в гипс несколько глубже. Чтобы этого избежать, воткните в модель зубочистку и придерживайте за неё, пока гипс не начнёт схватываться и не позволит тонуть модели глубже линии шва.

    Если всё сделано правильно, то толщина формы в глубину от модели до дна ёмкости, будет не менее 1,5-2 см.

      5. Не спешите вынимать зубочистку из модели – она послужит нам хорошим ориентиром толщины ответной части формы.

      6. Когда гипс достаточно схватится, необходимо сделать замки, иначе потом нашу форму будет трудно  чётко совместить. В готовой половинке гипсовой формы по углам необходимо вырезать полусферические углубления. Я делал их из путём "высверливания" обратным концом пластмассового скальпеля, который имел полукруглую форму. Можно это же сделать концом ручки от чайной ложки или любым иным подходящим предметом.

      7. Когда полусферические замки сделаны надо дождаться. Когда гипс достигнет максимальной температуры и начнёт остывать (если гипс не нагрелся, значит, вы его долго замешивали и он "размолодился" – это плохо), можно приступать к заливке ответной части. Не забудьте хорошенько смазать форму вазелином и не пропустите замки.

      8. У нас есть ещё немного места, куда можно залить гипс, потом его стоит формовать вручную, делая форму гробика. Толщину верхней стенки надо определять по зубочистке. Если она скрылась сантиметра на два – достаточно.

    Если ёмкость достаточно глубока, то можно просто долить гипс, сколько надо, без формования.

      9. Вот, собственно, форма и готова. После застывания и высыхания гипса, когда вы извлечёте модель, можно отреставрировать формы – часто образуются раковинки из-за пузырьков. Их можно аккуратно подмазать свежим гипсом. Теперь благодаря замкам, части формы должны идеально совпадать друг с другом.

     

    ФОРМЫ ГОТОВЫ! ГОТОВИМ КАРКАС!

    Здесь особо рассказывать не о чем. На фотографии всё и так хорошо видно. Обращу лишь внимание на некоторые моменты.

    Каркас, который будет вмонтирован в болванчик туловища куклы, состоит из двух П-образных зеркальных половинок, заканчивающихся закрученной в спираль частью проволоки. Это самая ответственная часть, поскольку эти спирали, должны заканчиваться выше локтя и колена будущей куклы. Именно в них мы будем вставлять вылепленные на отдельном каркасе конечности. В итоге, ручки и ножки куклы, после регулировки длинны и положения закрепляются в этих спиралях капелькой олова (спаиваются). Затем закрываются "мясом" из чистовой массы для лепки.

    Между собой эти две П-образные половинки скрепляются следующим образом:

    Из проволоки немного меньшего сечения, делается нечто вроде плечевого пояса и таза. 


        Каркас головы значительно проще – просто скобка.

    Обязательно примерьте каркасы к формам и прорежьте, например скальпелем, углубления под выходящие за пределы формы части каркаса – "шею" и "ручки" с "ножками".

    Форма со вставленным каркасом должна легко и плотно закрываться.

     

    ДЕЛАЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННО БОЛВАНЧИК.

    Как сделать массу, я опишу чуть ниже в не менее интересном и новаторском ;) разделе "РЕЦЕПТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ". А сейчас давайте рассмотрим, как правильно отпрессовать болванчика, используя нашу форму.

    В принципе, из фотографий всё понятно, поэтому я лишь подскажу некоторые хитрости, которые облегчат жизнь. :)

    Перед тем, как начать спрессовывать болванчика, проложите форму куском пищевого целлофана и пригладьте его пальцем. Это самый простой способ обеспечить выемку готовой выпрессовки из формы.

    Затем положите в одну часть формы кусок массы папье-маше и хорошенько вдавите, распределите равномерно по всей форме. Масса должна быть немножко выше краёв формы.



    Теперь уложите каркас и немного вдавите его. Не переусердствуйте – он не должен вогнуться в форму.



    Теперь положите ещё немножко массы, чтобы закрыть каркас.



    Перед этим можно немножко смазать каркас столярным  клеем – так будет прочнее соединение каркаса с массой. Так же прокладываем вторую половинку формы пищевым целлофаном и кладём немного массы в него, разглаживаем и вдавливаем массу пальцами. Так же столярным клеем (за неимением, можно ПВА) стоит смазать части массы, которые будут соединяться вместе в процессе прессования туловища или головы кукольного болванчика.

    Соединяем обе части формы вместе и крепко сжимаем их.


    Всё! Болванчик почти готов. Осталось разъединить формы, что должно быть очень легко благодаря плёнке, и высушить.



    Рекомендую удалить облой (выдавленные излишки массы по шву), пока материал ещё сырой. Его можно срезать маленькими ножницами или оборвать и разгладить швы пальцами. 



    Срезать облой можно скальпелем и после сушки, но это более трудоёмко.

    Сушить готовые детали очень удобно в обычной открытой духовке на решетке, при небольшом огне. Причём сразу партию. На это уходит часов пять.


    Потом на батарее пару суток - чтобы наверняка выгнать всю влагу из середины фигурки. В результате вес болванчика должен получиться не тяжелее хорошо высушенной сосны подобного объёма.

    Если делать работу конвейером, то это не так уж и долго – ведь в результате нескольких суток сушки вы получаете целый набор заготовок, которые можно хранить сколь угодно долго и использовать по мере необходимости.

     

    ЕЩЁ ПАРОЧКА ПОДСКАЗОК:

    Если рука вашей куклы имеет сложное строение, когда каждому пальцу задано отдельное положение, кисть такой руки лепить очень сложно, а сами отдельно вылепленные пальцы являются наиболее хрупким и уязвимым место куклы. Разумеется помочь в решении этой проблемы может сложный каркас кисти руки, с отдельными проволочками для каждого пальца.

    Я предпочитаю делать скелет кисти руки путем спаивания более тонких проволочек к "предплечью". Процесс пайки пи этом становится сложным – не хватает рук, чтобы удержать все детали в нужном месте. Для этого я сделал неглубокие прорези в гипсовой форме по чертежу кисти руки.


    Затем уложив в эти углубления проволочки их можно легко спаять между собой.


    Скелет кисти руки с предплечьем готов, можно придавать нужную форму пальцам и лепить саму руку.

    Второе. Наши туловища имеют прямостоящую форму. А что делать, если нужно, чтобы кукла была согнута в поясе? В общем – ничего сложного. В тот момент, когда отформовано туловище болванчика нужно в районе талии снять массу так, чтобы оголить арматуру. Должно получиться нечто похожее на объём рёбер сверху и тазовой кости снизу. После просушки в этом месте каркас можно изогнуть так, как вам нужно, а пустоты в "пояснице" долепить из подходящей массы.

    Можно задать вопрос – а зачем делать формы, почему бы не лепить из массы объёмы сразу на каркасе? Можно сделать и так, только по опыту скажу – времени экономится не много, ведь создав форму один раз, потом очень быстро можно заготовить по ОДНОЙ единственной форме с десяток болванчиков за час. И все они будут аккуратны и не потребуют доработок неточностей после высыхания. Кроме этого, форма позволяет прессовать массу, сжимать её, что сказывается на качестве структуры и прочности.

    Рассказ о создании болванчика для куклы завершен. Использовать этот болванчик можно как с самоотердевающими массами для моделирования, так и с обжигаемыми – температуру обжига болванчик легко выдерживает.

    А можно продолжить чистовую лепку лица и тела куклы из специальной массы, изготовленной в домашних условиях. Как  и из чего её изготовить, читайте в следующем разделе " РЕЦЕПТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ "



    Категория: Мои статьи | Добавил: Kirill (23.08.2009)
    Просмотров: 41208 | Комментарии: 19 | Рейтинг: 5.0/23 |
    Всего комментариев: 181 2 »
    18  
    Супер! Все бы так писали :)

    17  
    спасибо большое очень доступно и познавательно.

    16  
    Quote
    Спасибо за ценные советы и инструкции.
    Рад, если пригодились. smile

    15  
    спасибо, очень интересно.

    14  
    Ой, суппер, суппер!!!!
    1. Полиэтелен на дно коробки - гениально, запарилась делать их из гофры, на шарнирку уходит много, на каждую деталько надо отдельно.

    2.Между верхним и нижним заливом плёнка! Респект! Только если мелкая деталь, предлагаю - детальку вазелином, только очень тонким слоем, а то потом на гипсе остаются следы от кисточки, а полиэтилен по бокам минуя детальку.

    3. Кисти рук - закрепляю в запекаемый пластик, запекаю. Не так прочно, но как вариант. Изгибаю посуставно потом двумя плоскогубцами, очень осторожно, что бы не сломать пластику.

    4. Ну а скелетик "НАВЫРОСТ" - это ваще СУППЕР идея !!! Умница, молодец!!!!

    На последней, обратной , заливке кончился гипс, сделала из алебастра, не советую - хрупкий долго сохнет.
    Спасибо за ценные советы и инструкции.
    Лида.


    13  
    Кирилл, огромное Вам спасибо!
    Еще нигде я не видела такого подробного и в большинстве своем понятного описания технологии кукол из папье - маше, хотя искала =)
    Увлекаюсь текстильными куклами, папье - маше моя мечта, никак не могу отважиться, вот дочитаю все Ваши статьи до конца
    и побегу за гипсом =))

    12  
    В общих чертах знаю. Это очень сложная и дорогая технология. Мимику моих кукол изменить нельзя.
    Есть три способа менять мимику в куклах для мультипликации:
    1. Это способ масок. Для каждой куклы изготавливается несколько десятков масок, отображающих возможные фазы мимики. Потом эти маски кадр за кадром меняют.
    2. Это куклы с простейшей механикой. Как правило это закрытие и открытие глаз и рта. Технических решений имеется несколько все они конструктивно похожи на кукол для кукольного театра.
    3. Самый сложный и дорогой (как в "Трупе Невесты"). Там при изготовлении головы создаётся металлический скелет, к которому крепится лицо куклы, сделанное из пластичного материала, вроде силикона. Причём разные участки "кожи" крепятся к разным подвижным механизмам. Подкручивая потайные винтики, художник-аниматор может не только открывать или закрывать рот и глаза куклы, но и достаточно точно передавать сложные эмоции персонажа.

    11  
    Здравствуйте! А у меня другой вопрос, вы не знаете как делают кукол для кукольных современных мультфильмов ( например мультики Тима Бертона "Коралина в стране кошмаров", " Труп невесты" и т.д.) и возможно ли после окончания изготовления таких гипсовых кукол менять их мимику? biggrin

    10  
    Кирилл, спасибо большое за столь полный ответ. Я поняла, моей главной ошибкой было то, что я добавляла воду в гипс, а не наоборот. Вот вроде такая мелочь, а такая решающая для меня оказалась.
    Спасибо!

    9  
    Tata, отвечу по порядку.
    Гипс. В данном случае, высококачественный гипс не нужен. Вполне сгодится обычный строительный, самый дешевый. К тому же на нём легче тренироваться – он дольше схватывается.
    Правило №1: гипс всегда насыпают в воду, а не наоборот!
    Правило №2: гипс нельзя мешать слишком долго – он размолаживается (теряет свои свойства, больше становится похожим на мел). Строительный гипс тем хорош, что время схватывания у него минут 5-10, этого времени достаточно, чтобы хорошо смешать его с водой. Скульптурный, тем более медицинский, схватывается быстрее. И если раствор продолжать мешать, когда химическая реакция полимеризации уже начинается, то он теряет свои свойства.
    Ну это лирика. Практика. Самый простой способ для небольших объёмов (до 0.5 литра):
    Наберите в ёмкость воды, процентов на 10 меньше, чем нужно разведённого гипса в итоге. Затем насыпайте в воду гипс, не просто наваливая порошок, а как бы присыпая всю поверхность воды. Главная задача – чтобы весь насыпаемый гипс смачивался сразу и равномерно распределялся в объёме воды. Делайте это аккуратно, но быстро. Сыпать нужно до тех пор, пока порошок не достигнет поверхности воды, но не превысит его (не образует островка над водой).
    Если всё сделать правильно, то останется совсем немножко перемешать раствор. Никаких комочков вообще получаться не должно. При этом и пропорции должны получиться оптимальными.
    По густоте он должен быть, как жидкая сметана, должен быть гуще подсолнечного масла, но в то же время легко течь. Минут через 5 он начнёт густеть. Мешать в этот момент его уже нельзя, но ещё можно формировать из него нужную форму, например шпателем.
    Если гипс не размоложен, то вскоре он начнёт твердеть и обязательно (!) выделять много тепла. Ещё через несколько минут (всё зависит от специфики гипса) он начнёт остывать. В этот момент форму уже можно снимать с модели (или модель вынимать из гипсовой формы) и класть на просушку.

    Для того чтобы замедлить застывание гипса, в него можно добавить обычный обойный клей. Но я этого делать не рекомендую – качество застывшего гипса существенно ухудшится. Для формования этот вариант замедления полимеризации не нужен совершенно.

    Для лёгкого снятия формы, смазывать модель или части застывшей гипсовой формы, нужно достаточно густо. С учётом того, что при нагревании застывающего гипса, часть смазки просто впитается в гипс и разделяющая плёнка может оказаться слишком истончённой. В идеале, когда есть время просушить готовую часть гипсовой формы полностью, её прокрашивают, например, нитролаком. Но в данном случае, ждать , как минимум сутки, пока просохнет первая часть формы полностью – роскошь. Так что вазелина чуть побольше и всё. Я его вообще наношу жесткой кистью – как раз нужный слой получается.


    1-10 11-18
    Имя *:
    Email *:
    Код *: